Блок для заявки!
 
Блок для заявки!
 
Блок для заявки!
 
Блок для заявки!
мы работаем для вас ежедневно с 10:00 до 21:00
АКЦИЯ!
Антикризисная акция! Только в этом месяце мы уменьшаем цены на 20%! Цены на сайте указаны с учетом скидок.
Программы обучения
Электронные помощники.

22-10-2016

Все мы знаем, что современные автомобили - это технически сложные устройства, оборудованные массой различных систем. В том числе это системы, так или иначе отвечающие за безопасность  всех, кто находится в автомобиле.  Обычно их разделяют на пассивные и активные. Пассивные системы – это то, что спасает жизнь, когда авария уже произошла: ремни, подушки безопасности,  различные сминаемые зоны кузова и прочее. Все понимают, что это не панацея от всех бед. А что с активными системами? Что это такое, и как среднестатистический водитель понимает их роль в управлении автомобилем? Для начала перечислю наиболее распространённые из них:

- Антиблокировочная система тормозов (ABS);

- Антипробуксовочная система (ASR; Traction control system, TCS; Dynamic Traction Control, DTC);

- Система курсовой устойчивости (ASC; DSC; ESP; VDC);

- Система распределения тормозных  усилий (Electronic brakeforce distribution, EBD);

- Система помощи при экстренном торможении (EBA);

- Система распределения крутящего момента колес.

 Я, как преподаватель, часто сталкиваюсь с  мнением, что все эти электронные  штуки, которыми напичкан современный автомобиль, очень сильно повышают управляемость и послушность машины.  Многие источники (судя по всему далекие от понимания процесса) во весь голос авторитетно твердят, что, например, «АБС» существенно снижает тормозной путь, и ОСОБЕННО на скользких покрытиях, таких как снег, лед, мокрый асфальт. Но так ли это? И что действительно делает система АБС?

  Для того, что бы сделать выводы, сначала давайте поймем, как это работает и от чего в действительности спасает. Итак, представьте себе колесо: вот оно катится по дороге, и нужно его остановить.  Вы зажимаете его как бы в тиски, но оно вращается очень быстро и, реагируя на ваше усилие, начинает останавливаться с каждым своим оборотом, вращаясь все медленнее и медленнее. Это обычная остановка автомобиля. Но если вдруг возникает ситуация, при которой вам надо очень быстро его остановить, и вы сжимаете ваши тиски с такой силой, что вращение останавливается! Но при этом колесо продолжает двигаться вперед, ведь скорость была велика, и моментальной остановки произойти не может (если конечно оно никуда не врежется). Что происходит в этой ситуации? Колесо не вращается, а просто скользит по дороге. Так вот, именно это состояние колеса при торможении и называется блокировкой. Вроде ничего страшного, но самая главная опасность в том, что не вращающееся колесо, по сути, перестает быть колесом, оно становится просто точкой опоры, которая скользит по поверхности, и, куда бы вы его не повернули, эффекта не будет, - машина не повернет, пока оно опять не начнет вращаться.  Машина, у которой во время торможения оказались заблокированы колеса, не управляема, - ее несет по инерции в ту сторону, в которую она была направлена в момент блокировки колес. И у заблокированного, то есть остановленного, колеса  есть еще один существенный минус - дело в том, что в состоянии скольжения, сцепление резины с дорогой сильно падает, то есть тормозной путь увеличивается.

Так вот, чтобы не допустить этой ситуации, инженеры и придумали систему, которая, по сути, прекращает торможение колеса, давая ему возможность снова начать вращаться. Работает это очень просто: как только датчик, установленный в колесе, «видит» что оно стоит, он дает команду разжать «тиски». Колесо закрутилось? ОК, можно опять сжимать. И так много раз в секунду, пока не произойдет полной остановки. А теперь ответьте себе на вопрос: как остановить машину быстрее? Действуя с постоянным  (а точнее, с нарастающим) усилием или чередуя сжатие и отпускание «тисков»?

Итак, теперь становится понятен главный принцип, по которому действует эта система – колеса всегда должны вращаться.  Что на практике? Каждое из колес, находясь в состоянии торможения, как бы «думает», насколько сильно можно тормозить, не допустив при этом полной остановки (блокировки). В результате тормозное усилие оптимизируется, пытаясь максимально использовать сцепление с дорогой для снижения скорости.

Получается, что как бы сильно или резко не нажимал водитель на педаль, АБС исправляет все ошибки и старается сделать торможение наиболее эффективным  в любых условиях. Но! Ни в коем случае не следует воспринимать электронного помощника, как  спасителя от бед в любой ситуации, как это делают многие. Нужно понимать простую истину, если тормозного пути не хватает, то волшебства не случится, машина не остановится там, где хотите вы. Приведу простой пример – машина без «АБС» гораздо эффективнее остановится на мокрой обочине, покрытой, например, гравием или асфальтовой крошкой, чем машина с «АБС» на мокром асфальте, просто потому, что остановленные колеса будут закапываться в рыхлый грунт, нагребая перед собой вал и в него же и упираясь. Для того чтобы оценить ситуацию и сделать выбор, необходимо понимать, что может ваша машина, а чего у нее никогда не получится.

А реалии  таковы:  мы пребываем в заблуждении «у меня куча электронных систем, я могу ехать быстрее чем …» На самом деле электронные помощники могут как спасти, так и навредить, потому как не обладают такой избирательностью и гибкостью ума, как человек. Не нужно полностью рассчитывать  на электронику, а, наоборот, понимая ее истинные возможности, правильно оценивать ситуацию, в которой оказались, и, понимая возможности автомобиля, принимать правильные решения.

(с) Стаканов Роман

УДОБНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ