Умение безопасно управлять машиной — это целый комплекс действий. И ключевым здесь будет то, как водитель работает с рулём. Именно от этого зависит, насколько точно вы сможете выполнить маневр, как быстро среагируете на неожиданность на дороге и насколько устойчивой будет машина. Одной лишь теории мало — всё решает постоянная практика.
Как правильно держать рулевое колесо?
Основа безопасного маневрирования начинается с правильной посадки, настройки рабочего места. Перед началом движения отрегулируйте сиденье, рулевую колонку по вылету, высоте. Ваша спина должна плотно прилегать к спинке кресла, а при вытянутых вперед руках запястья должны свободно ложиться на верхнюю часть обода. Ноги, выжимающие педали, обязаны оставаться слегка согнутыми. Только после этого можно говорить о корректном хвате.
Представьте рулевое колесо в виде циферблата часов. Наиболее эффективным, безопасным считается закрытый хват, при котором руки располагаются в верхнем секторе, симметрично друг другу. Левая кисть находится в положении, соответствующем 9 часам, а правая — 3 часам. Такой хват обеспечивает контроль над машиной, позволяет совершать повороты на значительные углы без перехвата рук. Он создает оптимальный рычаг для приложения усилия, дает возможность наиболее точно чувствовать обратную связь от колес.
Большие пальцы должны обхватывать обод сверху, располагаясь на нем, а не внутри. Такое положение снижает риск получения серьезной травмы (вывиха или перелома) при срабатывании подушки безопасности. Сила хвата должна быть умеренной: не следует слишком сильно сжимать обод, так как это приводит к быстрому утомлению мышц плечевого пояса, снижению чувствительности. В то же время, хват не должен быть расслабленным, чтобы не потерять контроль над траекторией при проезде неровностей. Немного согните локти, чтобы обеспечить свободу движений.

Техника управления рулем
Существует несколько основных техник вращения рулевого колеса, каждая из которых эффективна в определенных условиях. Выбор конкретного способа зависит от скорости передвижения, крутизны поворота, дорожной ситуации. Основными техниками являются силовое руление (без отрыва рук), скоростное руление (с перехватом). Первая применяется при маневрах на небольшие углы, вторая — при необходимости быстрого вращения на большие углы, например, при парковке или входе в крутой вираж. Водителю необходимо в совершенстве владеть обеими техниками, чтобы интуитивно применять нужную в конкретный момент. Важно помнить о прогрессивном вводе: чем выше скорость, тем меньше, плавнее должны быть управляющие действия. На трассе достаточно минимального отклонения для смены полосы, тогда как на парковке требуется полная амплитуда вращения.
Управление без отрыва рук от руля
Данный метод, также известный как «тяни-толкай» (push-pull), считается наиболее безопасным, точным при движении на средних, высоких скоростях. Он позволяет точно контролировать траекторию, сохранять постоянный контакт обеих рук с рулевым колесом. Этот способ исключает перекрещивание, что критически важно с точки зрения безопасности при возможном срабатывании эйрбэга.
Техника выполнения следующая: при повороте, например, вправо, правая рука, находящаяся в положении «3 часа», начинает тянуть обод вверх к положению «12 часов». Одновременно левая рука, из положения «9 часов», толкает его вниз, сопровождая до положения «6 часов». Руки не перекрещиваются, а скользят по ободу, сохраняя свое положение в соответствующих половинах рулевого колеса. Для поворота налево действия зеркальны.
Преимущества этого способа очевидны: обеспечивается точность, плавность маневрирования. Пилот всегда «чувствует» машину, готов к мгновенной коррекции курса. Этот метод особенно важен на скользком покрытии, где резкие движения могут спровоцировать потерю сцепления с дорогой. Такое положение рук не мешает раскрытию подушки безопасности.

Управление автомобилем с перехватом
Скоростное руление, или метод перехвата, применяется, когда требуется повернуть рулевое колесо на большой угол за минимальное время. Это актуально при парковочных маневрах, поворотах в ограниченном пространстве, прохождении очень крутых поворотов на низкой скорости, например, при выполнении «змейки» или разворота в три приема. Суть метода заключается в поочередной активной работе рук.
При повороте направо левая рука толкает руль из положения «9 часов» вверх. Когда она достигает положения «1-2 часа», правая рука переносится через нее, перехватывает обод в районе «10-11 часов», продолжает тянуть его вниз. В это время левая рука возвращается в исходную точку для подготовки к следующему перехвату, если это необходимо.
Этот способ позволяет достичь очень высокой скорости вращения. Однако при таком методе на мгновение теряется полный контакт с рулевым колесом, а руки оказываются в скрещенном, уязвимом положении. Поэтому его применение на высоких скоростях не рекомендуется. Освоение этой техники требует практики для достижения плавности, точности движений без потери контроля.
Управление автомобилем одной рукой
Пилотирование одной рукой допустимо лишь в строго ограниченных случаях, которые не связаны с активным маневрированием. Прежде всего, это необходимость переключения передач на машинах с механической коробкой. В этом случае правая рука кратковременно убирается с рулевого колеса для смены ступени, после чего немедленно возвращается в исходное положение «3 часа». Второй случай — движение задним ходом на малой скорости. Для лучшего обзора пилот может развернуться вполоборота, придерживая руль одной рукой, обычно левой, в верхней точке. Кратковременное снятие руки для управления второстепенными функциями (климат-контроль, мультимедиа) также допустимо, но лишь на прямых участках дороги.
Во всех остальных ситуациях управление одной рукой является грубой ошибкой, снижающей безопасность. Оно снижает возможность быстрой реакции на внезапное препятствие, адекватного противодействия дестабилизирующим факторам, таким как попадание колеса в яму, разрыв покрышки или наезд на скользкий участок.

Распространенные ошибки в управлении рулевым колесом автомобиля
Существует ряд типичных ошибок, которые допускают как начинающие водители, так и опытные водители. Эти укоренившиеся привычки снижают уровень безопасности, могут привести к печальным последствиям.
- Неправильный хват. Удержание руля в нижнем секторе («хват таксиста»), скрещивание рук в верхней части, руление открытой ладонью — все это мешает эффективному управлению, лишает контроля. Хват «10-2», популярный до эпохи подушек безопасности, сегодня считается небезопасным.
- Чрезмерное напряжение. Сильное сжатие обода вызывает мышечные зажимы в плечах, спине, приводит к быстрой утомляемости, блокирует передачу информации от колес к рукам, мешая «чувствовать» дорогу.
- Резкие движения. Нервные, резкие повороты руля без необходимости могут дестабилизировать машину, особенно на скользком покрытии, провоцируя снос передней оси или занос задней.
- Поворот руля на неподвижной машине. Так называемое «сухое руление» создает избыточную, вредную нагрузку на детали рулевого механизма, насос гидроусилителя, также ускоряет износ шин. Маневр следует начинать одновременно с началом движения.
- Возврат руля броском. После завершения поворота нельзя просто отпускать руль, позволяя ему бесконтрольно вращаться в исходное положение. Необходимо сопровождать его руками, контролируя скорость возврата, сохраняя готовность к коррекции траектории.
Чтобы правильно и безопасно управлять машиной, необходимо выработать правильную моторику и довести её до автоматизма через постоянные тренировки. В GT Driving мы уделяем особое внимание грамотной работе с рулевым колесом, ведь это залог не только вашей безопасности, но и безопасности других участников дорожного движения. В нашей школе преподают эффективные техники управления, такие как скоростное руление и предзахват.
Другие статьи
Кинематика управления автомобилем: как рассчитывать …
Зимний дрифт: что будет, если дрифтить по снегу?
Как правильно крутить руль — что нужно знать?
Что такое обучение персональных водителей — тр…
Дрифт конфигураций автомобиля — основные советы
Управления автомобилем при заносе
Секреты дрифта: рекомендации от профессионального го…
Дрифт на льду: особенности и техника
Полицейский разворот: техника выполнения