Движение задним ходом
Едва научившись ездить назад, начинающие водители паникуют, включая заднюю передачу (ЗП). Это необходимо для парковки или движения задним ходом (ДЗХ).
Главная сложность данного маневра – нужно контролировать ситуацию вокруг автомобиля по трем зеркалам. Если не обладать этим навыком, не получится успешно сдать экзамен, управлять машиной на дороге. Далее расскажем секреты ДЗХ в зависимости от типа коробки переключения передач (КПП).
Главные правила маневра
Безопасный маневр – тот, который не создает помехи для других транспортных средств. Перед тем, как сдавать назад, нужно убедиться, что это безопасно.
Базовые правила:
- Учитывайте особенности КПП. В одних моделях транспортных средств нужно повернуть рычаг КПП в сторону, на других – опустить.
- Не включайте ЗП на высоких оборотах мотора. Иначе повышается риск стирания шестеренок и преждевременного износа коробки переключения передач.
- Делайте переключение передач на холостом ходу мотора.
Когда сдаете назад, машина должна ехать на минимальной скорости, чтобы водитель мог быстро отреагировать на внезапную помеху.
Правила включения ЗП на механической КПП
ДЗХ не относится к навыкам, которым сложно овладеть. Новичкам, которые еле освоили движение вперед, эта задача дается непросто.
Главная рекомендация: сначала остановите машину, а потом включайте ЗП. Опытные водители иногда игнорируют этот совет, опираясь на утверждение: «отлично чувствую авто». Новичкам не стоит так поступать в целях безопасности.
Сегодня большинство машин с механической КПП оборудованы блокировщиком – специальным механизмом, препятствующим непроизвольному переключению передачи при движении вперед. Блокировщик исключает механическое повреждение коробки и создание аварийной ситуации на дороге. Если собираетесь ехать задним ходом, отключите блокировщик в машине с МКПП.
Как включить ЗП на КПП автомат?
Автоматическая коробка более простая для новичков. У них не возникнет сложность с включением ЗП.
Три важных нюанса:
- Маркировка R указывает на переключение передачи на КПП. Переведите рычаг, затем троньтесь с места и двигайтесь задним ходом.
- Некоторые старые модели автомобилей не предполагают блокировщик. Водитель может случайно перевести рычаг к обозначению R. Это приводит к поломке коробки и дальнейшей дорогостоящей замене неисправных механизмов.
- Переключайте передачу на холостом ходу.
С этими рекомендациями вы исключите преждевременный износ АКПП, сможете включать ЗП при необходимости.
Инструкция по включению ЗП на МКПП
Перечень действий, которые нужно выполнить для включения ЗП на механической коробке переключения передач:
- Разместить автомобиль на местности без спусков и подъемов, чтобы он не пришел в движение самостоятельно.
- Затянуть ручной тормоз, чтобы удержать автомобиль неподвижно.
- Полностью выжать педаль сцепления (крайнюю слева).
- Установите рычаг МКПП в нейтральное положение.
- Вставьте ключ, чтобы запустить мотор автомобиля. Не отпускайте выжатую педаль сцепления.
- Включите ЗП, предварительно проверив инструкцию к вашему транспортному средству.
- Снимите «ручник» и выжмите педаль тормоза.
- Оцените обстановку вокруг автомобиля, глянув в зеркала заднего вида.
- Плавно сдавайте назад, несильно зажимая педаль газа.
Механическую коробку переключения передач считают сложным механизмом. С ним не всегда удается подружиться сразу. Рекомендуем регулярно отрабатывать описанный выше алгоритм, пока его использование не дойдет до автоматизма.
Как развернуться задним ходом?
Разворот задним ходом считают комбинированным маневром, который обычно применяется в условиях ограниченного пространства.
Инструкция по выполнению маневра:
- Включить первую передачу. Тронуться на минимальной скорости. Вывернуть руль в ту сторону, куда нужно развернуть автомобиль, до упора.
- Когда автомобиль упирается в бордюр, зажать крайнюю левую педаль (сцепление). Вывернуть руль до упора в противоположную сторону. Включить ЗП.
- Повторять рекомендации, пока машина не займет необходимое положение.
Обязательно следите за обстановкой вокруг, чтобы не создавать аварийную ситуацию на участке трассы.
Как парковаться задним ходом?
Главная рекомендация начинающим водителям – сначала оценка, потом действие. Сперва осмотрите обстановку вокруг машины в зеркалах. Если это сложно для вас, можете выйти из автомобиля и лично осмотреть обстановку. Проявите дополнительную бдительность. Вам важно исключить вероятность столкновения с другими машинами.
Если другие водители пытаются парковаться или выехать из паркинга, пропустите их вперед. Так никто не будет подгонять вас.
Активируйте указатель поворота, чтобы предупредить о своих намерениях других участников дорожного движения. Выберите подходящее место для парковки.
Выезжая из парковки, двигайтесь к съезду на главную дорогу. Едьте на минимальной скорости.
Два главные правила при ДЗХ
ДЗХ можно выполнять, если соблюдены два правила: это безопасно для водителя и пассажиров в салоне, машина не мешает другим участникам дорожного движения. Иногда второе правило не удается соблюсти. В таком случае задний ход допустим, когда другие водители заметили ваше движение и остановились, чтобы позволить вам завершить маневр.
Помощники начинающим водителям
Камера заднего вида и парктроники помогают начинающим водителям безопасно выполнить маневр. Звуковые сигналы дают ориентир, исключая столкновение с препятствием или другим автомобилем. Комплектация авто не всегда включает аксессуары. Парктроники и камеру придется купить и установить отдельно.
Важно помнить, что эти аксессуары не заменяют работу водителя. Они подсказывают, как безопаснее выполнить маневр с учетом обстановки.
Как пользоваться зеркалами?
При отсутствии помощников водителю стоит оценивать обстановку вокруг машины, глядя в зеркала. Зеркало заднего вида показывает 15% обстановки, а обзор пространства рядом с крыльями – аж 85%. Наклоните зеркала так, чтобы не задевать бордюры рядом.
Зеркало внутри салона не должно быть направлено на водителя. Идеально, когда оно отображает макушку водителя. Его главная миссия – показать обстановку сзади авто.