Управляемый занос — это высокотехничная дисциплина автоспорта, зародившаяся на горных дорогах Японии. Её суть заключается в намеренном срыве задней оси машины в скольжение при прохождении поворотов. При этом пилот полностью контролирует траекторию, угол заноса, скорость движения. Это не просто хаотичная езда боком, а высокое мастерство пилотирования, требующее глубокого понимания физики движения спорткара, а также филигранной точности действий. Пилот должен обладать безупречной координацией, чтобы балансировать на тонкой грани между сцеплением и скольжением, превращая агрессивный маневр в элегантное скольжение. Это спорт, где оценивается не только скорость, но, также стиль: траектория, угол, зрелищность.
Зачем для дрифта задний привод и мощный мотор?
Классическая конфигурация для этой дисциплины — задний привод. Он позволяет функционально разделить задачи: передние колеса отвечают за направление движения, а задние — за создание тяги. Это дает пилоту чистый, незамутненный контроль над каждым аспектом поведения машины. Мощный двигатель с высоким крутящим моментом необходим как инструмент. Он позволяет мгновенно преодолеть предел сцепления задних шин с покрытием, создавая избыточную мощность, которая инициирует скольжение. Без достаточного запаса тяги поддерживать стабильный угол в заносе затруднительно, особенно на высоких скоростях или при перекладках. Мотор должен быть эластичным, чтобы обеспечивать контролируемую пробуксовку в широком диапазоне оборотов.

Чем дрифт отличается от силового скольжения?
Эти понятия часто путают, однако разница между ними принципиальна. Силовое скольжение (power slide) — это, по своей сути, краткосрочный элемент, эффектный выход из поворота. Пилот просто «наступает на газ» в апексе или на выходе, задняя часть машины срывается в неглубокий занос из-за избытка тяги, после чего сцепление быстро восстанавливается. Цель — скорость, эффектное ускорение. Управляемый занос же — это комплексная техника прохождения всего поворота, а часто и целой связки виражей, в состоянии непрерывного контролируемого скольжения. Здесь цель — не просто сорвать болид в занос, а провести его по заданной траектории, поддерживая максимальный угол, скорость, выполняя зрелищные перекладки. Это целая философия контроля над машиной на пределе её возможностей.
Учимся дрифтовать правильно
Теоретические знания — фундамент, но без правильной практики они бесполезны. Самостоятельные попытки освоить мастерство управляемого заноса на дорогах общего пользования не только незаконны, но и смертельно опасны. Тренировки на пустых парковках малоэффективны, к тому же сопряжены с риском повредить свой спорткар или приобрести вредные рефлексы, от которых потом сложно избавиться. Неправильная работа рулем может привести к неконтролируемому «эффекту маятника», а неумелое обращение со сцеплением — к поломке трансмиссии.
Самый безопасный, эффективный путь в мир этого спорта лежит через профессиональную школу. В GT Driving мы предлагаем комплексные курсы дрифта, где под присмотром опытных пилотов-инструкторов вы сможете освоить все тонкости мастерства. Занятия проходят на специально подготовленных авто, оснащенных каркасами безопасности, спортивными сиденьями, на безопасном автодроме. Вы не просто выучите последовательность действий, а глубоко поймете механику процесса, научитесь чувствовать баланс купе, отработаете правильные рефлексы до автоматизма.
Что такое постановка в дрифте?
Постановка — это первое действие, которое срывает заднюю ось машины со стабильной траектории, начиная фазу управляемого заноса. Это самый важный элемент, от чистоты, своевременности, правильности выполнения которого зависит вся дальнейшая траектория прохождения поворота. Неправильно или небрежно выполненное инициирование скольжения почти невозможно исправить по ходу виража, оно приведет к потере угла, скорости или полному развороту. Именно качество выполнения этого начального импульса визуально отличает новичка от опытного спортсмена. Это момент, когда пилот из состояния стабильности намеренно бросает машину в хаос, чтобы затем полностью его контролировать.

Как называется постановка в дрифте?
Единого названия не существует, потому что для инициации заноса разработано множество разных техник. Каждая из них имеет свое наименование, применяется в зависимости от скорости, конфигурации поворота, характеристик купе, личных предпочтений пилота. Знание, умение применять разные виды постановок — признак высокого класса.
- Power Over (Избыточная мощность). Базовый способ. Находясь в дуге поворота, пилот резко увеличивает подачу газа. Мощный двигатель срывает задние колеса в пробуксовку, инициируя занос. Техника эффективна на машинах с высоким крутящим моментом, но требует точного дозирования газа, чтобы не уйти в разворот.
- Clutch Kick (Удар сцеплением). Очень популярная, универсальная техника. Пилот, не отпуская педаль акселератора, на короткое время выжимает, потом резко бросает педаль сцепления. Это создает ударный импульс в трансмиссии, который «шокирует» задние колеса, срывая их в скольжение. Подходит для инициации заноса, а также для быстрых коррекций — например, для увеличения угла уже в середине дуги.
- Handbrake / E-brake Drift (Постановка ручным тормозом). Интуитивно понятный метод. Перед входом в поворот или уже в нем пилот выжимает сцепление, кратковременно блокирует задние колеса рычагом ручного тормоза, а затем, отпустив его, продолжает контролировать занос тягой. Важно делать это быстро, чтобы не потерять инерцию. В профессиональных болидах для этого используется гидравлический ручник, который действует мгновенно.
- Lift-Off Oversteer (Занос сбросом газа). Более тонкая техника, использующая перенос веса. При входе в поворот на высокой скорости пилот резко сбрасывает газ. Вес болида по инерции смещается на переднюю ось, задняя часть разгружается, а задние колеса теряют часть сцепления, что приводит к началу заноса. После этого скольжение «подхватывается» газом.
- Feint Drift / Kanteria (Динамический хлыст или раскачка). Зрелищная техника, использующая инерцию. Перед левым поворотом пилот сначала коротко направляет машину вправо, а затем резко возвращает ее влево, в апекс. Возникшая центробежная сила создает мощный маятниковый эффект, который с силой срывает заднюю ось в глубокий занос. Позволяет сохранить высокую скорость входа.
- Braking Drift (Торможение в заносе). Техника для опытных пилотов. Сильное, но короткое торможение на прямой перед поворотом переносит вес на переднюю ось. Пилот начинает поворачивать руль, продолжая слегка притормаживать (trail braking). Разгруженная задняя ось легко срывается в скольжение. Требует чувства баланса.
- Shift Lock (Блокировка колес понижением передачи). Агрессивная, также рискованная техника. На подходе к виражу пилот переключается на пониженную передачу (например, с третьей на вторую), после чего резко бросает сцепление. Обороты двигателя слишком малы для текущей скорости, и это вызывает эффект, схожий с торможением двигателем, который приводит к кратковременной блокировке задних колес, вызывая занос.

Советы профессионалов по постановке
- Начинайте с основ. Не пытайтесь сразу осваивать сложные техники. Отточите Power Over, постановку ручным тормозом на безопасной площадке. Ваша цель — почувствовать момент срыва, научиться его контролировать.
- Плавность и скорость. Все действия пилота должны быть быстрыми, но плавными. Резкие, дерганые движения рулем или педалями приводят к потере контроля. Скорость реакции важна, но она должна сочетаться с плавностью исполнения.
- Взгляд определяет траекторию. Это золотое правило автоспорта. Никогда не смотрите на капот или прямо перед машиной. Ваш взгляд должен быть всегда направлен на выход из поворота, туда, куда вы хотите приехать. Руки подсознательно направят машину за вашим взглядом.
- Почувствуйте вес. Успешная постановка — это всегда игра с переносом массы машины. Учитесь ощущать через вестибулярный аппарат, когда задняя ось разгружена, готова к срыву. Это чувство приходит только с практикой.
- Не бойтесь ошибок на трассе. Ошибки — это часть процесса обучения. На специальном автодроме под присмотром инструктора каждая ошибка станет ценным уроком, а не причиной аварии или дорогостоящего ремонта.
- Настройте свой болид. Давление в задних шинах сильно влияет на легкость срыва. Немного повышенное давление уменьшит пятно контакта, также поможет инициировать скольжение. Экспериментируйте с настройками в безопасных условиях.
Освоение искусства управляемого заноса — это долгий, но невероятно увлекательный путь. Начните его правильно, безопасно, эффективно вместе со школой GT Driving.
Другие статьи
Кинематика управления автомобилем: как рассчитывать …
Зимний дрифт: что будет, если дрифтить по снегу?
Как правильно крутить руль — что нужно знать?
Что такое обучение персональных водителей — тр…
Дрифт конфигураций автомобиля — основные советы
Управления автомобилем при заносе
Секреты дрифта: рекомендации от профессионального го…
Дрифт на льду: особенности и техника
Полицейский разворот: техника выполнения