Управление транспортным средством в критической ситуации требует не только стальных нервов, но, прежде всего, четкого понимания физики движения, отточенных рефлексов. Потеря сцепления колес с дорогой – явление, с которым может столкнуться каждый водитель, независимо от опыта. Знание правильного алгоритма действий – это то, что отделяет простое скольжение от серьезного ДТП. В этом материале мы детально разберем природу этих явлений, предоставив конкретные инструкции по стабилизации и контраварийного вождения вашего аппарата.
Почему происходит занос и снос автомобиля?
В основе любой потери устойчивости лежит одно фундаментальное понятие – сцепление шин с дорожным покрытием. Пока сила сцепления превышает инерционные, а также боковые силы, действующие на транспорт, он остается под контролем. Как только этот предел превышен на одной из осей, машина срывается в скольжение.
Снос
Под этим термином понимают боковое скольжение передних колес. Визуально это выглядит так: вы поворачиваете руль, а передняя часть машины продолжает двигаться по более прямой траектории, словно «плугом» наружу поворота. Основная причина – превышение скорости на входе в поворот либо слишком резкий поворот рулевого колеса. Передние колеса, на которые возложена задача изменения траектории, теряют сцепление, после чего транспортное средство перестает подчиняться рулю. Чаще всего снос характерен для переднеприводных машин из-за перегруженности передней оси.
Занос
Это боковое скольжение задних колес, при котором корма машины стремится обогнать ее переднюю часть. Водитель ощущает, что заднюю часть начинает разворачивать в сторону, противоположную повороту. Главные провокаторы – избыточная тяга на ведущих задних колесах (слишком сильное нажатие на газ в повороте), резкий сброс газа, торможение в дуге или комбинация этих факторов. Классический занос – прерогатива заднеприводных моделей, однако в него можно отправить аппарат с любым типом привода, особенно на скользком покрытии.

Как управлять машиной при потере курсовой устойчивости?
Алгоритм действий кардинально различается, он зависит от того, какая ось потеряла сцепление, а также от глубины самого скольжения. Главное правило – не паниковать, смотреть туда, куда нужно приехать, а не на препятствие.
- Снос передних колес. Если вы чувствуете, что машина «не пишет дугу», инстинктивное желание довернуть руль еще сильнее – это грубейшая ошибка, которая лишь усугубит ситуацию. Чтобы не попадать в такое положение, необходимо правильно оценивать скорость. Для восстановления контроля нужно вернуть сцепление передним покрышкам. Сделать это можно, плавно уменьшив подачу топлива, чтобы дозагрузить переднюю ось весом. В некоторых случаях можно очень деликатно, без блокировки колес, коснуться педали тормоза левой ногой (для опытных пилотов) для создания того же эффекта. Руль при этом следует либо оставить в прежнем положении, либо даже слегка распрямить, уменьшив угол поворота.
- Занос малой амплитуды. Это начальная фаза скольжения, когда угол отклонения кормы невелик. Здесь требуется молниеносная, но очень точная реакция. Необходимо немедленно повернуть руль в сторону развивающегося заноса (если корму понесло влево, руль крутим влево). Действия с педалью газа зависят от привода: на заднем – плавно, но быстро сбросить тягу; на переднем – наоборот, поддержать или даже слегка увеличить тягу, чтобы вытянуть машину из скольжения; на полном – кратковременно сбросить газ, потом сразу плавно его добавить для стабилизации.
- Глубокий занос. Когда угол скольжения становится значительным, простым контрсмещением уже не обойтись. Руль нужно поворачивать на больший угол, опережая развитие скольжения. Важнейший момент здесь – быть готовым к обратному хлысту. Как только сцепление восстановится, машина резко качнется в обратную сторону. Водитель должен начинать выравнивать руль еще до полного прекращения первого скольжения, чтобы не спровоцировать следующий, еще более амплитудный виток.
- Критический занос. Это ситуация, когда угол отклонения машины от траектории превышает 45-60 градусов. Шансы на стабилизацию минимальны, главная задача – снизить скорость перед неминуемой остановкой или контактом. Наиболее верное решение – полностью выжать сцепление (для МКПП) плюс экстренно тормозить. Выключение сцепления разрывает связь двигателя с колесами, прекращая их вращение, которое может усугублять ситуацию. Эффективное торможение позволит погасить энергию, сделав последствия минимальными.
- Ритмический занос. Возникает как следствие неправильных действий при выходе из предыдущего скольжения – обычно из-за слишком резких, амплитудных движений рулем. Машину начинает раскачивать из стороны в сторону с нарастающей амплитудой. Чтобы прекратить эти колебания, нужно «заморозить» руль в положении прямолинейного движения на очень короткий миг, затем продолжать работать им, но уже с гораздо меньшей амплитудой, плавно гася колебания. Взгляд должен быть направлен далеко вперед по траектории.
- Вращение на 360 градусов. Если вы понимаете, что вращение неизбежно, не пытайтесь ему противостоять. Как в случае с критическим заносом, задача – максимально безопасно остановиться. Выжмите сцепление, затем примените торможение. Это позволит замедлить вращение, а в некоторых случаях превратит его в контролируемое скольжение. Самая большая опасность при вращении – боковой удар колесом о бровку, сугроб или другое препятствие, которое может заставить транспортное средство опрокидываться.

Попал в занос — как действовать, советы специалистов
Помимо знания конкретных приемов, существует несколько фундаментальных принципов безопасного вождения.
- Взгляд решает все. Ваш корпус, руки, а затем машина всегда следуют за вашим взглядом. Смотрите на точку выхода из поворота, а не на столб на обочине.
- Плавность – залог контроля. Все действия – руление, работа с педалями – должны быть плавными. Резкость – главный провокатор срывов.
- Дозируйте только одно сильное воздействие за раз, либо руль, либо тормоз/газ. Совмещение пиков перегружает контакт пятна.
- Знайте свой привод. Поведение передне, задне, а также полноприводной техники в скольжениях кардинально отличается. Изучите повадки именно вашего аппарата.
- Следите за состоянием шин. Правильное давление, достаточная глубина протектора – это 50% вашей безопасности на дороге.
- Учитывайте загрузку. Пассажиры, тяжелый груз в багажнике повышают центр тяжести, что негативно сказывается на устойчивости.
- Настройте подвеску. Исправные амортизаторы, сход-развал по допускам производителя. Избыточный отрицательный развал без опыта ухудшит сцепление в быту.
- Планируйте запас сцепления. На мокром, рыхлом, льду держите меньшие скорости, плавные дуги, увеличенную дистанцию.
- Электронные помощники оставляйте включенными. ESP корректирует моменты, подтормаживает нужное колесо, снижает тягу. Отключение оправдано только на спецпокрытии с инструктором.
Практика. Единственный способ превратить теорию в рефлексы – это практика. Лучше всего делать это на специализированных автодромах под присмотром инструкторов, где можно безопасно смоделировать любую нештатную ситуацию.
Другие статьи
Кинематика управления автомобилем: как рассчитывать …
Зимний дрифт: что будет, если дрифтить по снегу?
Как правильно крутить руль — что нужно знать?
Что такое обучение персональных водителей — тр…
Дрифт конфигураций автомобиля — основные советы
Управления автомобилем при заносе
Секреты дрифта: рекомендации от профессионального го…
Дрифт на льду: особенности и техника
Полицейский разворот: техника выполнения