Аквапланирование – из-за чего возникает и как избежать?

Школа "GT-DRIVING"
20.05.2025

Когда на мокрой дороге машина внезапно перестаёт слушаться руля, это означает одно — вы столкнулись с аквапланированием автомобиля. В статье подробно разберём, почему возникает это опасное явление, как определить критическую скорость для вашего авто и какие действия помогут сохранить контроль. Вы узнаете, как состояние шин и манера вождения влияют на риски, научитесь правильно вести себя в критический момент и поймёте, какие ошибки чаще всего совершают водители.

Аквапланирование: что это такое?

Что такое аквапланирование на дороге — опасное явление, при котором между колесами авто и дорожным покрытием образуется водяная прослойка, приводящая к полной или частичной потере управляемости. Протектор не успевает отводить воду из зоны контакта при движении по мокрой поверхности. В результате формируется гидродинамический клин, полностью разрывающий сцепление шин с дорогой и делающий транспортное средство практически неуправляемым. Колёса перестают откликаться на повороты руля и попытки торможения. Автомобиль начинает двигаться по инерции, подчиняясь физическим законам, а действия водителя часто оказываются неэффективными.

Аквапланирование автомобиля это явление особенно опасно, так как оно развивается внезапно и застает неопытных водителей врасплох. Понимание природы аквапланирования поможет снизить вероятность его возникновения и грамотно реагировать на возможные риски.

Причины аквапланирования

Аквапланирование автомобиля возникает, когда каналы протектора не успевают отводить весь объем воды из пространства между резиной и дорогой. Чем больше слой воды на дороге, тем сложнее протектору поддерживать сцепление с покрытием. Но существует ряд факторов, повышающих риск такой ситуации:

  • Глубина воды. Чем толще водяная пленка, тем выше риск аквапланирования. Особенно опасны ситуации, когда дождь интенсивный, а на дороге образуются лужи или потоки воды.
  • Износ протектора. Гладкие или сильно изношенные шины не могут хорошо справляться с водоотводом. Протектор отвечает за рассечение воды и создание условий для надежного контакта с дорогой. Чем меньше его глубина, тем меньше объёма воды может быть отведено.
  • Большая скорость. На высокой скорости шина физически не успевает вытеснять воду из пятна контакта, что приводит к потере сцепления.
  • Неправильное давление в шинах. Слишком низкое или, напротив, завышенное давление ухудшает распределение нагрузки на колёса, снижая эффективность работы протектора.
  • Тип дорожного покрытия. Не все поверхности одинаково хорошо справляются с отводом воды. Например, гладкий и изношенный асфальт способствует более быстрому накоплению воды на своей поверхности.
  • Конструкция протектора. Рисунок и глубина протектора, а также свойства резиновой смеси играют ключевую роль в сопротивляемости аквапланированию. Летние покрышки хуже отводят воду по сравнению с дождевыми или современными всесезонными моделями.
Лужи

Понятие критической скорости

Критическая скорость — пороговое значение, при котором колеса полностью утрачивают сцепление с дорогой из-за образования водяной пленки, что приводит к потере управления. У каждого автомобиля этот порог свой и зависит от характеристик дорожного покрытия, уровня воды, скорости, параметров шин и веса машины.

В среднем считается, что риск начинается уже при скорости 70–80 км/ч, но при определённых обстоятельствах аквапланирование автомобиля возникает даже на более низких отметках спидометра. Так, стоковые (заводские) шины с минимально допустимой глубиной протектора начнут терять сцепление уже при 55–60 км/ч, если слой воды на асфальте составляет хотя бы 2–3 мм.

Рассчитать точную критическую скорость невозможно, поскольку каждая ситуация зависит от комбинации внешних условий и характеристик автомобиля. Однако помните: скорость движения влияет на вероятность заноса, поэтому лучше не спешить, особенно в дождливую погоду.

Как избежать аквапланирования?

  • Обращайте внимание на состояние шин и глубину протектора. Для легковых автомобилей минимально допустимая глубина для летней резины — 1,6 мм, но для безопасного передвижения этот показатель желательно держать на уровне 3 мм и больше.
  • Контролируйте давление в шинах. Проверяйте его не реже раза в две недели. Используйте рекомендованные производителем значения, которые обычно указаны в руководстве к автомобилю или на табличке в дверном проёме.
  • Снижайте скорость в дождливую погоду. Помните, что чем быстрее вы двигаетесь, тем больше шансов потерять сцепление. Лучше двигаться с такой скоростью, чтобы шины успевали справляться с водоотводом.
  • Избегайте глубоких луж. Если видите на дорожном покрытии скопление воды, постарайтесь объехать его или заранее снизить скорость перед опасным участком.
  • Установите качественные шины. Выбор правильной модели — залог безопасности. Дождевые протекторы, мягкие резиновые смеси, диагональное расположение каналов для отвода воды снижают риск аквапланирования автомобиля.
  • Учитывайте стиль вождения. Плавное вождение, отсутствие резких маневров, равномерное распределение скорости помогут предотвратить попадание в критическую ситуацию.
Сырая дорога

Поведение при аквапланировании

При возникновении аквапланирования автомобиля важно сохранять хладнокровие. Любые резкие маневры водителя могут ухудшить ситуацию. Следует избегать резких поворотов рулевого колеса — это может спровоцировать или усилить занос. Плавное снятие ноги с педали акселератора постепенно восстановит контакт шин с дорожным покрытием. Категорически не рекомендуется нажимать на тормоз, так как заблокированные колёса полностью лишат вас контроля над автомобилем (даже наличие системы ABS не гарантирует безопасность в такой ситуации). Главная задача — сохранять прямолинейное движение, мягко удерживая руль в нейтральном положении до момента восстановления сцепления. Помните: спокойствие и плавность действий — факторы безопасного выхода из состояния аквапланирования.

Как правильно тормозить при потере сцепления?

Торможение в условиях аквапланирования должно быть очень плавным.

Если автомобиль оборудован системой ABS, её работа позволит шинам сохранить кратковременный контакт с мокрой дорогой. В этой ситуации рекомендуется давить на тормозную педаль уверенно, но без рывков. Если же машина не оснащена этой системой, основной акцент необходимо сделать на снижении скорости путем постепенного снижения оборотов двигателя.

Внимание стоит уделить обучению безопасному вождению в сложных условиях. Курсы контраварийного вождения помогают закрепить навыки выхода из экстремальных ситуаций и дают возможность практиковаться на специальных полигонах.

Аквапланирование авто

Ошибки, которых следует избегать

Резкое торможение уменьшает сцепление колёс с дорожным покрытием, что может привести к полной потере контроля над автомобилем. Основным фактором, провоцирующим аквапланирование, является превышение скоростного режима — именно это становится причиной большинства аварий в подобных условиях. Использование изношенных или неисправных шин многократно увеличивает вероятность потери управления транспортным средством. Особую опасность представляют глубокие лужи на проезжей части — игнорирование их глубины нередко заканчивается серьезными ДТП. Резкие маневры на мокрой дороге опасны, так как могут вызвать неуправляемый занос. Соблюдение рекомендаций существенно снижает риски при вождении в дождливую погоду, обеспечивая безопасность как самого водителя, так и окружающих участников дорожного движения.

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ?
Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

    КОНТАКТЫ

    г. Дзержинский, ул. Лесная, 32а

    Мы работаем для вас ежедневно с 09:00 до 21:00